Департамент акустики

  • Мы готовы реализовать проекты стоимостью от 1000 гривен до нескольких миллионов долларов
  • У нас сложился коллектив из проектировщиков и исполнителей высокого уровня, который позволяет решать самые сложные задачи.
  • Вы можете доверить нам объект «под ключ» и быть абсолютно уверенными в высоком конечном качестве
  • Задачи решаются нами в максимально короткие сроки, что никак не снижает качества выполненных работ.

Развитие техники звукоусиления. (Часть 2). Технология концертного звукоусиления в 60-70-х годах

Развитие техники звукоусиления. Часть 2. Технология концертного звукоусиления в 60-70-х годах

Бурное развитие технологии звукоусиления началось в послевоенные годы, когда расцвет молодежного движения стал сопровождаться появлением нового досуга молодежи — концертов с применением электромузыкальных инструментов. С появлением электрогитары началась непрекращающаяся эскалация громкого звука. Расцвет рок-музыки потр ебовал новых технологий для обеспечения концертов, что породило новое явление — рок-фестивали. Рок-фестивали имеют предшественников — джазовые фестивали в Ньюпорте, Род-Айленде и в Монтерей, Калифорния. С распространением фолк-музыки в шестидесятые, ньюпортский фестиваль приобрел фолковый оттенок, что породило другие фестивали фолк-музыки по всей стране.

С 16 по 18 июня 1967 года состоялся единственный и неповторимый «Международный поп-фестиваль» в Монтерей. Это произошло буквально через несколько дней после выхода альбома «Битлз» «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». Этот альбом был записан с использованием моно-, стерео- и четырехдорожечных магнитофонов. Использование технологии промежуточного сведения на четырехдорожечный магнитофон позволило применить 16 виртуальных дорожек с потерей качества при одной перезаписи. Этот альбом послужил поворотной точкой в истории рок-музыки и вместе с монтерейским фестивалем определил направление развития рок-музыки.

Двадцать пять часов музыки в течение двух с половиной дней собрали 50-тысячную аудиторию. Хотя Монтерей изначально планировался как некоммерческое мероприятие, где артисты выступают без гонорара, прибыль от продажи телевизионных прав  телекомпании ABC-TV составила 200 тысяч долларов. Следует отметить, что это был первый рок-фестиваль и первый некоммерческий фестиваль. Пройдет более 12 лет, пока будет проведен следующий благотворительный фестиваль такого масштаба
 

Акустические системы, применявшиеся на фестивале «Woodstock»

Shure 556 (слева)
Shure 545 (сверху)

Shure M-67

Следующим крупным событием, повлиявшим на развитие концертных технологий, стал Вудсток. Величайшая демонстрация контркультуры, стоившая более 2,4 миллиона долларов, была спонсирована четырьмя очень разными и очень молодыми людьми: Джоном Робертсом, Джоэлом Розенманом, Арти Корнфилдом и Майклом Лэнгом. Старшему из них было 26. Алану Маркоффу, владельцу магазина звукового оборудования, было всего 24 года, когда организаторы фестиваля нашли его с помощью журнала AES, где он значился. Алан оказался единственным специалистом, проживавшим недалеко от места проведения фестиваля. Так он стал ответственным за дизайн звуковой системы для планируемых 50 тысяч человек. Основные элементы звуковой системы были следующие:

  • три четырехканальных микшера Shure M-67;
  • десять ламповых моноусилителей Mcintosh MI350, каждый мощностью 350 Вт;
  • 16 громкоговорителей JBL 15" D130;
  • двухсекционные рупоры Altec 203;
  • микрофоны Shure 545, 556;

Вот на таком оборудовании прошел величайший в мире фестиваль, собравший больше полумиллиона человек. Однако следует сказать, что впервые в мире была использована схема с тремя независимыми системами звукоусиления:

  • обычный бэклайн из инструментальных усилителей, находящийся за музыкантами;
  • большая система звукоусиления, направленная в сторону аудитории;
  • малая система звукоусиления, развернутая на артистов.

В то время еще не существовало стандартов построения системы звукоусиления, и многие вещи носили экспериментальных характер.

Если заглянуть в Калифорнию шестидесятых, то, помимо хиппи, вспоминаются такие группы, как Jefferson Airplane, Quicksilver Messenger Service, и конечно, Grateful Dead. Но так как люди должны были слышать, что играется, то среди молодых энергичных музыкантов и фанатов этого движения встречались техники и инженеры, которые разрабатывали и эксплуатировали звуковые системы. Некоторые из них имели опыт работы со звуком, некоторые были друзьями музыкантов, кто просто хотел помочь, однако все они страстно любили музыку и горели желанием сделать ее звучание как можно чище. Оборудование было примитивным, персонал обучен кое-как (и не всегда трезв), и многие из музыкантов и поклонников были больше заинтересованы в «соучастии» в концерте, чем в качестве звучания.

«У меня есть приличная коллекция концертных записей тех времен, — вспоминает Боб Кохен, основатель компании Clear-Com Systems. — Может быть, только одна запись из каждого десятка, которые я сделал, содержит что-нибудь стоящее. Можно услышать нестройно звучащие партии или вообще игру в другой тональности. Было полно обкуренных, но никто не обращал на это внимание».

«Это было сумасшествие, потому что каждый пытался принести Hi-Fi оборудование на концерты и стадионы, — добавляет Джон Мейер, основатель Meyer Sound. — Никто не понимал даже в электропитании. Мы пользовались такими большими предохранителями, что нам нужно было полдня искать электрика с достаточно большим автомобилем».

«Стена звука» на концерте группы Grateful Dead

Отдельного упоминания заслуживает великая калифорнийская группа Grateful Dead, в деятельности которой отразилась философия, музыка и технология звукоусиления тех лет. Группа прославилась не только своей музыкой, концертами под открытым небом, но и экспериментами в строительстве звуковой системы большой мощности. На этом примере видно, что многие приемы современной концертной работы еще не получили распространения: это формирование звука на сцене мониторным звукорежиссером, необходимость творческого подхода к формированию звука в зале, и др. Все это впоследствии привело к появлению авторитетов звукорежиссуры, известных не менее, чем артисты. Так или иначе, группа Grateful Dead вложила немало денег и труда, чтобы добиться безупречной реализации задуманного, и применила самые качественные комплектующие для создания звуковой системы, какие только были доступны в то время. Результатом многолетних исследований и экспериментов стало создание «Стены звука», задуманной и исполненной техническими специалистами группы.

Вот как описывает газета «Сан-Франциско Кроникл» это событие в статье под названием «Покойники: Преданные звуковому совершенству»:

Звуковая система, которую они создали и будут использовать в завтрашнем шоу «Проверка Звука»… является чем угодно, только не обычной звуковой системой. Я бы сказал, что они революционизировали воспроизведение рок-музыки, если не обращать внимания на один факт: она стоит порядка 200 тысяч долларов.

Вот довольно впечатляющие цифры: 26400 Вт усилителей McIntosh, нагруженных на 480 громкоговорителей (все JBL, за исключением твитеров Electro-Voice), размещенных монолитным блоком высотой 10 метров и обслуживаемых восемью высококвалифицированными звукорежиссерами.

Громкоговорители, предназначенные для работы на высоких звуковых давлениях, не являются громкоговорителями Hi-Fi, ведь диффузорные громкоговорители с низким уровнем искажений очень неэффективны. Таким образом, единственный практический способ применить громкоговорители Hi-Fi и получить мощную звукоусилительную систему — это использовать много, очень много громкоговорителей и усилители очень большой мощности. Одной из целей построения такой вокальной системы было обеспечить слышимость в задних рядах зала, даже если люди на сцене говорят с нормальной громкостью.

Звуковая система группы в равной степени решала задачи баланса и чистоты звука на сцене.

При размещении громкоговорителей сзади сцены исключается потребность в мониторах — музыканты могут слышать такой же баланс, как и публика. Для полного использования этого принципа инструментальные акустические системы тоже подвешивались и каждый член группы управлял звуком своего инструмента.

Таким образом, в отличие от других групп, члены «Благодарных Покойников» сами определяли баланс звучания в зал, прямо во время выступления.

Такое было возможно благодаря тому, что каждый инструмент имел свою независимую звуковую систему, так как полностью отсутствовали общие каналы звукоусиления. К примеру, басист звучал через 36 громкоговорителей диаметром 15 дюймов и три 600-ваттных усилителя. Он сам регулировал громкость и тембр системы. Только вокальные партии объединялись для воспроизведения через индивидуальную систему, состоящую из 236 громкоговорителей.

Вокальные микрофоны представляли собой измерительные приборы датской фирмы Брюль и Къяер с индивидуальным регулятором громкости, стоящим $1500 для каждой из восьми головок стоимостью $100.

В результате все это позволило добиться супергромкого звучания без риска убить себя или зажарить сидящих в первых рядах; добиться громкого чистого звука в конце огромного зала и наивысшей управляемости звука, потому что все управление происходило на сцене«.

Отдельного внимания заслуживает вокальная система. Сигнал с каждого вокального микрофона собирался на дифференциальный суммирующий усилитель и далее поступал на четырехполосный кроссовер. Сигнал каждой полосы усиливался ламповыми усилителями McIntosh 2300 и затем поступал на динамики JBL 15", 12", 5" и твитеры Electro-Voice (см. схему).

Схема системы звукоусиления «Стена звука»

Центральный кластер вокальной системы имел цилиндрическую форму и обеспечивал равномерное горизонтальное покрытие в секторе 140°. В нем размещались среднечастотные и высокочастотные громкоговорители вокальной системы, а низкочастотные громкоговорители образовывали вертикально стоящую колонну. Большой шаг в улучшении качества звучания вокальной системы произошел благодаря применению дифференциальных микрофонов. Каждый вокалист пел в один из пары подобранных микрофонов Брюль и Къяер, включенных противофазно. Любой посторонний звук, попадавший в микрофоны с равной громкостью, суммировался в противофазе и тем самым значительно ослаблялся. Таким образом, значительно уменьшился шум от инструментов, попадавший в вокальный канал.

Перемещаемые сцены на рельсах

Следующим шагом в развитии концертных технологий стал фестиваль California Jam в 1974 году. Месяцы тщательного планирования вылились в строительные работы, начавшиеся за недели до фестиваля. 180 метров железнодорожного полотна было уложено поперек сценической площадки. Полотно поддерживало три перемещаемые сцены. Одна сцена была зарезервирована за группой, завершающей выступление, — «Эмерсон, Лэйк энд Палмер». Остальные группы должны чередоваться между двумя сценами. Пока одна группа работала, другая в это время настраивала оборудование.

Планировались запись коммерческого альбома и видеозапись концерта компанией ABCTV. Для обеспечения двух линий мониторов на сцене, а также подачи сигнала на внешние звукозаписывающие службы была выбрана калифорнийская звуковая компания Tycobrahe Sound Company.

Звуковой пульт Tycobrahe Model MX244 имел стереофонические основные и мониторные выходы с раздельной панорамой на каждом канале. На каждом канале была трехполосная эквализация с выбором одной из трех частот для каждой полосы. Эквалайзеры мониторов были встроены в усилители мощности. На выходе пульта стояли двухполосные лимитеры с частотой раздела 250 Гц. Выбранная частота раздела позволяла избежать интермодуляции между вокальной и низкочастотной частью сигнала во время лимитирования. Усилители имели два канала усиления: 1500 и 500 Вт. Частота раздела кроссовера была 800 Гц. Шасси усилителя состояло из двух частей, в одной части размещались усилители обоих полос, в другой находился блок питания.

Звуковая система представляла собой результат нескольких лет исследований. Басовые рупора оказываются наиболее эффективными, однако они имеют тенденцию создавать пики и провалы звукового давления до 10 дБ, если перемещаться поперек сцены. Громкоговорители с фазоинвертором не имеют такой эффективности, однако они дают более равномерное звуковое поле. Были выбраны низкочастотные кабинеты объемом 270 литров, в которых размещены два низкочастотных громкоговорителя JBL2220A, драйвер 2482 на среднечастотном рупоре и два твитера 075. Для размещения громкоговорителей были возведены две башни высотой 16 метров с шестью уровнями площадок. Первый уровень был свободен. На втором уровне размещались два рупора длиной 2,4 метра, на которые работали 18" громкоговорители. Семь рупоров меньшего размера располагались на третьем уровне. На трех оставшихся уровнях каждой башни размещались по 50 широкополосных кабинетов с фазоинвертором. Звуковая система имела мощность 54 кВт и обеспечивала звуковое давление 105 дБ на расстоянии одной мили (!).

Один FOH-микшерный пульт обеспечивал работу каждой из двух передвижных площадок. Еще два мониторных микшерных пульта располагались на каждой из площадок. Таким образом, мониторный микс был совершенно независим от основного пульта. Микшерный и мониторный пульты для заключительного выступления обслуживались техниками группы «Эмерсон, Лэйк энд Палмер».

Выбор микрофонов был следующим: Sony ECM22P для тарелок, Shure SM-57 для инструментов. SM-57 был выбран благодаря кардиоидной диаграмме направленности, обеспечивающей хорошую помехозащищенность.

Вопрос обеспечения раздачи сигнала четырем потребителям (FOH-пульт, мониторный пульт, телевидение, звукозапись) свелся к борьбе с земляными петлями. Для этого были заказаны развязывающие трансформаторы с четырьмя вторичными обмотками.

Как можно видеть, уже в 1974 году технология проведения концертов практически сформировалась, и с тех пор менялось только применяемое оборудование.

Автор: Сергей Левшин
Архив журнала «Звукорежиссер»