Департамент акустики

  • Мы готовы реализовать проекты стоимостью от 1000 гривен до нескольких миллионов долларов
  • У нас сложился коллектив из проектировщиков и исполнителей высокого уровня, который позволяет решать самые сложные задачи.
  • Вы можете доверить нам объект «под ключ» и быть абсолютно уверенными в высоком конечном качестве
  • Задачи решаются нами в максимально короткие сроки, что никак не снижает качества выполненных работ.

Акустические системы для театров и клубов

Акустические системы для театров и клубов

В настоящее время система звукоусиления (звукоусилительный комплекс) является неотъемлемой частью любого театрального зала, клуба, концертной площадки и т.д.

Современные требования к высококачественному воспроизведению музыки и голоса автоматически переносятся на акустические системы (АС), которые являются наиболее критичным звеном звуковых трактов систем звукоусиления. Отсюда следует, что качество акустических систем во многом определяет и качество усиленного звука.

Акустические системы можно классифицировать по различным признакам, определяющим их тип и функциональное назначение:

— способу излучения (прямого излучения, рупорные, элементы линейного массива);

— области применения (туровые, для театров и кинотеатров, клубов, дискотек и пр.);

— условиям эксплуатации (для закрытых помещений, открытых площадок);

— конструктивным особенностям (мобильные, инсталляционные);

— техническим характеристикам, например, таким, как номинальная/пиковая мощность (АС малой и средней мощности, высокомощные АС), и частотному диапазону.

Существуют инфранизкочастотные субвуферы, низкочастотные, среднечастотные, средне-высокочастотные, высокочастотные, широкополосные (полнодиапазонные). Полнодиапазонные АС можно подразделить на четырех-, трех- и двухполосные, а их, в свою очередь, по способу подключения в звукоусилительный тракт

— к трем, двум или одномуусилителю, что зависит от возможности переключения режима встроенного кроссовера

— Tri-Amp/Bi-Amp/Passive для трехполосных и Bi-Amp/Passive для двухполосных АС.

Также вышеперечисленные акустические системы подразделяются на пассивные, требующие подключения к внешним усилителям, и активные, со встроенным в корпус АС одним или несколькими усилителями. Комбинация вышеперечисленных свойств и определяет тип конкретной АС.

Например, высокомощная однокорпуснаятрехполосная полнодиапазонная Tri-Amp акустическая система серии install.Как и любое техническое устройство, акустические системы имеют технические характеристики, определяющие их основные параметры, качество и возможности применения АС в звукоусилительных комплексах, проектируемых для выполнения определенных задач.

К таким характеристикам относятся следующие:

— частотный диапазон (-10 дБ), Гц;

— частотная характеристика (±3 дБ), график;

— номинальная/пиковая мощность, Вт;

— номинальная дисперсия (горизонталь x вертикаль) в градусах;

— чувствительность внутри частотной полосы, дБ/Вт/м;

— максимальное звуковое давление (mSPL) продолжительное/пиковое, дБ/м;

— режимы переключения кроссовера (Tri-Amp/Bi-Amp/Passive);

— частота раздела кроссовера в режиме Passive, Гц;

— номинальное сопротивление в Ом;

— материал корпуса и его цвет;

— коннекторы; — габариты (высота x ширина x глубина), мм;

— вес (нетто), кг; — опциональные аксессуары; — громкоговорители, входящие в состав АС.  

 Конструкция компонента линейного массива

Как правило, все эти технические характеристики приведены в технической документации на АС и в каталогах фирм-производителей.

Следует отметить, что уважающие себя и своих потенциальных клиентов фирмы-производители АС в своей технической документации указывают и методику измерений основных технических параметров АС. Все вышеперечисленные технические характеристики определяются в основном конструктивными особенностями АС, характеристиками громкоговорителей, рупоров, пассивных кроссоверов и пр. элементов, входящих в их состав.

Предметом данного обзора являются акустические системы, применяемые в системах звукоусиления, спроектированных для театральных залов и клубов. Не станем вдаваться в особенности устройства различных акустических систем — об этом уже много было и будет написано в различных публикациях, как теоретиками, так и практиками, которые непосредственно проектируют и изготавливают АС, — а будем рассматривать их как готовый продукт фирм-производителей, относящийся к определенному типу, имеющий определенные характеристики и предназначенный для формирования звукового поля с целью озвучивания театров и клубов.Во времена СССР задача по озвучиванию театров решалась централизованно и практически единообразно.

Проектный институт под названием «Гипротеатр» проектировал звуковые комплексы для строящихся зданий театров, в основном на базе производимых в стране широкополосных акустических систем под маркой КЗТП, а организация под названием «Специализированный производственный комбинат В/О «Союзтеапром» Министерства культуры СССР» осуществляла работы по монтажу и пусконаладке этих комплексов.    

Широкополосная акустичекая система

Незадолго до Олимпиады-80, проходившей в Москве, и вскоре после нее в СССР стали поступать звукотехнические комплексы из ЧССР, производимые фирмойTESLA. Они были предназначены для озвучивания театров и дворцов культуры и так и назывались — «Дворец А», «Дворец В», «Дворец С».

В эти комплексы входили полнодиапазонные двухполосные акустические системы с номинальной мощностью 150 Вт каждая. В зависимости от буквы в названии комплекса просто менялось их количество.Во второй половине 80-х к ним присоединились еще два комплекса из Болгарии — «Театр А» и «Театр В» завода «Респром», в состав которых, естественно, также входили АС, но присутствовал уже модельный ряд из трех-четырех акустических систем малой и средней мощности (100…250 Вт). Эти комплексы распределялись Министерством культуры СССР в строящиеся здания театров и дворцов культуры практически по всем союзным республикам.

Для наиболее престижных с точки зрения государства залов закупалось в ФРГ оборудование фирмы DYNACORD. Модельный ряд акустических систем этой фирмы уже в то время был довольно широк. Он включал в себя различные серии акустических систем, предназначенных, в частности, и для озвучивания театров и дискотек. Но получить это оборудование удавалось очень немногим директорам театров, а клубов в современном понимании этого слова просто не было. Клубами в то время (многие из них и сейчас еще существуют) назывались отдельно стоящие здания, так называемые «очаги культуры», внутри которых обязательно имелся зрительный зал многофункционального назначения, рассчитанный на несколько сот мест. Принадлежали они какому-нибудь предприятию, совхозу или колхозу. Залы этих клубов оснащались звуковым оборудованием по тому же принципу, что и театры, а для развития художественной самодеятельности и проведения вечеров отдыха (танцев) предприятиями закупалось различное отечественное и импортное (производства социалистических стран) звуковое оборудование, в состав которого непременно входили и акустические системы. 

Компонент линейного массива

Из отечественных это была активная АС «Электрон 10» мощностью 10 Вт, позже пассивная «Электрон 20», широкополосные АС «Родина», «Весна», акустические системы из комплектов «Гармония» и «Солист». Были и импортные акустические системы TESLA, входящие в состав комплекта «Метроном». Этот комплект представлял собой набор отдельных акустических модулей — рупорный НЧ-модуль, рупорные СЧ-модули (нижняя и верхняя середина) и высокочастотный модуль, собранный на пьезокерамических твитерах. Эти модули собирались в единый стек, и таким образом, получался широкополосный массив, имевший по тем временам довольно широкий частотный диапазон и обеспечивавший относительно высокий уровень звукового давления во всем диапазоне воспроизводимых частот. Также в клубах того времени можно было увидеть и услышать широкополосные и низкочастотные акустические системы фирмы VERMONA, широкополосные активные АС Regent и Beag.  

Подвес малого линейного массива в театре

Все мы знаем, какие изменения произошли в нашей стране на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия. Изменение политической системы и экономической ситуации повлекло за собой насыщение отечественного рынка товарами различного назначения, в том числе и профессиональным аудиооборудованием. В настоящее время только в Москве и Санкт-Петербурге, по грубым оценкам, насчитывается больше шестидесяти фирм и компаний различных форм собственности, являющихся официальными и неофициальными дистрибьюторами более семидесяти фирм-производителей акустических систем, и число их неуклонно растет. При этом значительно увеличилось количество марок акустических систем российского производства.

Производимые в России АС уже практически невозможно назвать «самопалом». Каждая фирма-производитель, как зарубежная, так и российская, выпускает различные серии акустических систем от бюджетных до туровых. Серия представлена широким спектром моделей АС с различными частотными и мощностными характеристиками, типами излучателей и геометрией кабинетов. Это обеспечивает полную свободу выбора акустических систем даже в рамках одного-двух брэндов для выполнения задач по озвучиванию театров и клубов.

Каждый театральный зал имеет свои архитектурно-акустические особенности, а также может являться архитектурным памятником.

Поэтому даже в одном театральном зале могут одновременно быть применены различные типы акустических систем — включенные в режим Tri-Amp, Bi-Amp или Passive широкодиапазонные прямого излучения, рупорные, средне-высокочастотные АС, СЧ-ВЧ элементы линейного массива, субвуферы различных конфигураций, потолочные и настенные громкоговорители, сценические мониторы. Все эти системы могут быть как пассивными, так активными. Объединяет их только принадлежность к классу инсталляционных АС, предназначенных для закрытых помещений. Применение различных типов акустических систем в одном театральном зале позволяет достичь равномерности и сбалансированности покрытия звуком всех зон зала, а также добиться правильной акустической локализации и устранения всех эхо. Нельзя забывать, что при выборе акустических систем для театрального зала во всех случаях наряду с акустическими проблемами необходимо одновременно решать и эстетические, ведь акустическая система в данном случае становится элементом интерьера зала. Для озвучивания клуба не требуется широкий модельный ряд АС. Основной задачей является обеспечение в танцевальной зоне высоких уровней звукового давления, поэтому применяется комплект акустических систем, состоящий из полнодиапазонных АС и субвуферов.

Полнодиапазонные АС должны быть трехполосными, высокой мощности, с уровнем непрерывного звукового давления в области НЧ порядка 128…135, а в области СЧ/ВЧ — 120…133 дБ. В них среднечастотный динамик оснащен рупором с вертикальной асимметрией, а компрессионный драйвер нагружен на рупор постоянной направленности с номинальной дисперсией 90° x 60°. Эти акустические системы должны иметь возможность крепления к фермам, потолку или стенам как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Некоторыми производителями выпускаются АС, в которых высокочастотный рупор может быть повернут на 90° в зависимости от способа монтажа системы — горизонтального или вертикального.Субвуферы используются вместе с полнодиапазонными АС для повышения отдачи низких частот. Они должны обеспечивать высокий уровень усиления на низких частотах, иметь частотный диапазон 45…250 Гц и обладать высоким уровнем звукового давления — до 143 дБ в пиковом режиме.

В некоторых случаях комплект акустических систем можно дополнить твитерными АС, разработанными для постоянных инсталляций. Они могут быть смонтированы под потолком или устанавливаться в непосредственной близости от полнодиапазонной системы (или на нее). 

Большая клубная система звукоусиления

Нельзя забывать и диджеев. Для них в качестве контрольных мониторов может подойти комплект из двух полнодиапазонных двухполосных АС малой или средней мощности (в отдельных случаях — высокомощные). В клубе также могут быть установлены потолочные и настенные громкоговорители.Из вышеизложенного понятно, что в мире производится огромное количество АС, отличающихся друг от друга по своей классификации и техническим характеристикам, а также по стоимости и внешнему виду. Почти все они представлены на российском рынке. Грамотный выбор акустических систем для театров и клубов основывается на определенных знаниях, опыте, электроакустических расчетах и компьютерном моделировании, а также рекомендациях фирм-производителей. 

Сергей Алехин  

Архив журнала «Звукорежиссер»